Простым языком об истоках вальдорфской педагогики

Знаете, друзья, как часто слышим мы вопрос: «Зачем нам, в России, для наших детей немецкие идеи воспитания столетней давности?»

Мы представляем здесь ясный и подробный ответ классного учителя 8 класса вальдорфской школы «Радуга», Анастасии Владимировны Елисеевой:
«Основатель вальдорфской педагогики Рудольф Штайнер создал свою школу на принципах гуманистической педагогики – воспитание ребенка в роли полноправного, сознательного и активного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося в меру своих возможностей и способностей.
Эти идеи вдохновляли лучшие умы педагогического сообщества во все времена, но именно Штайнер смог оформить их в единую систему. К слову сказать, когда Рудольф Штайнер представил в Германии новый подход в педагогике, его упрекали в том, что его взгляд совершенно «негераманский».
Особенность вальдорфской методики в том, что, родившись в Германии, она не принадлежит определенному социальному классу или национальности, поэтому и получила распространение во всем мире. Вальдорфские школы — это живой организм, который постоянно растет и изменяется. Попадая на разную культурную и национальную почву, эта методика впитывает и претворяет в жизнь традиции именно той страны, в рамках которой существует.
Важно отметить, что в направлении гуманистической педагогики работали и лучшие умы российской педагогики: Толстой Л.Н., Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А. Вот несколько цитат выдающихся педагогов, чьи мысли перекликаются с идеями вальдорфа:
• В1915 году (!) русский педагог П. М. Луговской: « Система учения, построенная на чередовании предметов в школьном расписании (что сохранилась и по сей день), «не дает возможности углубляться и вдуматься ни в один из них, прививает привычку к накоплению механически наслоенных знаний, без усвоения их».
• Выдающийся педагог и мыслитель С. Соловейчик: «Обращаясь лишь к памяти и сообразительности, можно учить большую часть детей, но, если вы хотите учить всех, вы должны видеть ребенка в целом».
• Сухомлинский в 50-е г. ХХ в. также утверждал: «…нужно не сообщать истину, а открывать ее».
• Амонашвили Ш.А.: «Педагогика должна быть экологически чистой, т. е. «несиловой».

В 20 веке явно ощущалась необходимость преобразования педагогической системы. Так, почти одновременно со штайнеровской педагогикой возникли системы Монтессори, школа Френе и многие другие.
И в заключение. Можно задаваться разными вопросами, например, зачем нам греческие идеи двухтысячелетней давности, зачем Архимеды, Платоны и Сократы, которыми до сих пор мучают современных детей? Дело, на мой взгляд, не в том, кто и когда изобрёл и придумал педагогическую систему, важно то, как она влияет на современных детей, отвечает ли задачам, которые ставит перед человечеством время.»

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.