Понятно и искренне об альтернативной школе «Радуга»

Друзья, на Большом Воронежском форуме прозвучали настолько интересные и честные вопросы и ответы, что захотелось опубликовать их здесь, на школьном сайте. Прочтите, вдумайтесь, представьте.

  • Вопрос от Liely: «Действительно ли там так комфортно детям, как пишут на их официальном сайте?»
    Ответил Дмитрий Олегович Верецкий:

    «Комфорт — не наша задача, вообще человека зачастую надо вывести из «зоны комфорта», чтобы он развивался. А если иметь в виду психологический комфорт, то скорее «да», особенно если ребёнок не утратил интереса к миру в угоду интересу к «миру» виртуальному или пустопорожнему «развлекалову».

    Наверное, основная особенность нашей школы то, что мы стараемся воспитывать и учить ребёнка реально в соответствии с его возрастом, не поддаваясь моде на «раннее развитие». Сейчас упор делают на раннее интеллектуальное развитие, но при этом жертвуют не только физическим развитием и здоровьем ребёнка, но и сам интеллект при этом оказывается развитым хуже, чем это могло бы быть при своевременном и гармоничном развитии личности в целом. Наивно думать, что ребёнок, повзрослев, лучше других станет разбираться, например, в алгебре только потому, что ему начали её вдалбливать в голову уже в детсадовском возрасте, также как и неразумно было бы настаивать на том, чтобы дети как можно раньше покидали утробу матери, чтобы быстрее развиваться.

    Уточню насчёт «алгебры в детсадовском возрасте». Некоторые дети действительно могут далеко продвигаться в интеллектуальных науках, начиная заниматься ими с раннего возраста, но отставание в физическом и душевном развитии (а такое тоже имеется), как правило, у них налицо. У большинства же учеников такой ранний интеллектуальный старт приводит к потере интереса к учёбе уже на четвёртом году обучения, а то и раньше.

    Так что, хоть для кого-то и страшно выглядит отсутствие формул по физике в 7-8 классах, но к этим формулам надо ещё прийти. В античные времена учёные описывали, например, полёт тела примерно таким образом: «Тело двигается в воздухе, пока не обессилит, после чего падает на землю.» И это были слова отнюдь не идиотов , а величайших умов того времени. Недаром Ньютон писал: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов».

    Ученики сами вкратце проделывают весь путь науки, как бы «взбираясь» сначала на «плечи» этих древних «гигантов» (сначала просто наблюдение, качественное — не количественное — описание), затем на «плечи» (или даже на голову) Ньютона, приходя самостоятельно, насколько это возможно, к выражению каких-либо физических законов через формулу. Когда же ученики получают формулы в готовом виде, то те им уже «до лампочки» ещё до звонка на перемену, так как никакой связи этих формул с интересующей их действительностью подростки не наблюдают. Очень важно тут подготовить хорошую почву для того момента, когда молодые люди созреют и даже будут жаждать уже не «приблизительного» описания, а совершенно точного результата. Тогда и любая формула «пойдёт на «Ура», и дети, даст Бог, испытают восторг открытия, восторг причастности своей, казалось бы, сухой и замкнутой внутри себя интеллектуальной деятельности к этому огромному удивительному миру.
    Конечно, далеко не всегда всё получается так идеально, как я тут написал, но всё же получается порой, потому и работаем в «Радуге», стараемся, чтобы чаще получалось.
    И ещё: часто нам приходится идти на компромиссы с «системой» (те же физические формулы вводить и в 8-ом и в 7-ом классах), от чего-то «вальдорфского» отказываться, что-то «чуждое» привносить. Сложно при этом органично совместить различные подходы, найти и удержать ту грань, за которой компромисс уже неприемлем, но это ведь тоже для нас «выход из зоны комфорта», побуждающий развиваться.

    Сообщение от georgievna: «Кстати сейчас у школы непростые времена http://slovosti.ru/accident/111690/»

    Ответил Дмитрий Олегович Верецкий:
    «Ох, что-то я простых времён у нашей школы не упомню…
    Всё нас что-то «выпихивает» из «зоны комфорта» (опять же) — видно, многого ещё не «проработали» мы в себе. Но держимся пока и дальше держаться и развиваться собираемся.

    И ОГРОМНОЕ СПАСИБО ВСЕМ, кто откликнулся и оказал нам поддержку. Поверьте, это дорогого стоит, сил и внутреннего покоя очень прибавляет!»

     

     

 

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.